Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Get Adobe Flash player

11900Азмет Еристемович Джаримок. Заместитель председателя, председатель комитета по вопросам законности и местного самоуправления Совета народных депутатов МО «Город Майкоп». Дважды избирался в городской Совет. В первом созыве работал в комитете по бюджету, финансам, налогам и сборам.

Работает в различных комиссиях: в жилищной, в комиссии по противодействию коррупции. Член градостроительного совета. Ведет прием в приемной Председателя партии «Единая Россия».

Спортивен, образован, интеллигентен. Любит хорошие книги, театр. Тонко чувствует психологию человека. Порядочен в делах и отношениях с людьми. Держит слово. Лишен чувств зависти, искренне разделяет успехи других. Умеет сопереживать и всегда готов оказать помощь. Коллеги отзываются об Азмете Еристемовиче, как о человеке, которому можно и нужно доверять.

Сегодня он - гость «Депутатского вестника».<

- Азмет Еристемович, в третий созыв представительного органа муниципальной власти придут новые люди. Далеко не все из них будут иметь соответствующий опыт. А как нарабатывали вы свой опыт?

Наверное, будучи молодым, человек стремится удовлетворить свои амбиции, не всегда критично соотнося свои возможности с теми требованиями, которые предъявляет жизнь. Я - не исключение. И хотя я учился на экономфаке, мой конёк - это строительство, и практические шаги я делал в строительной фирме. Понятно, что вплотную ни бюджетом, ни финансированием не занимался. То, что дальше произошло, можно назвать судьбой, а можно и испытанием. Став депутатом, я попал именно в комитет по бюджету. Сегодня я бесконечно благодарен своему товарищу, коллеге Андрею Игоревичу Бородину, благодаря которому наработал опыт работы именно в бюджетном комитете. Он мне помог познать нюансы структуры бюджета, механизм бюджетного планирования, финансирования различных программ. А самое главное, как и зачем осуществляется бюджетный контроль.

Немало Андрей Игоревич дал мне в плане отношения к делу. Он человек не поверхностный и всегда старался вникать глубоко в суть любого вопроса. Того же требовал и от нас, членов своего комитета.

- Значит, амбиции приходилось укрощать?

- Дело не в этом. Просто нельзя думать о том, что только ты и никто другой не знает, как быстро и профессионально решать вопросы. Мне казалось, что если я стану депутатом, к примеру, Парламента республики, то передо мной откроются более широкие возможности быть полезным для избирательного округа, города в целом. Но так было угодно судьбе, чтобы я доказал людям свою полезность именно в муниципальной власти. Наверное, что-то хорошее из этого получилось, раз мои избиратели выразили свою волю тем, что избрали меня в городской Совет второй раз. Да я и сам уже себя чувствовал увереннее. Наработанный опыт в первом созыве оказался нужным в нормотворческом процессе, поскольку меня избрали председателям комитета по вопросам законности и самоуправления. Замечательно то, что меня все эти годы окружали разные люди, многие из которых всегда готовы были помочь мне в исполнении наказов избирателей, в решении проблем территории округа. Вообще, главное, что я понял, это то, что депутат должен уметь работать с разными людьми. Ведь далеко не все проблемы городской избранник может решать, уповая на местный бюджет. Часто нужно реагировать на возникшую ситуацию в течение буквально часов. И для этого всегда найдется товарищ, коллега, просто добрый знакомый, который тут же подставит плечо, протянет руку.

- Ну, теперь-то многие из тех, кто работает в представительном органе первый год, смотрят на вас, как на старшего?

- Важнее то, что я сам на каждого из тех, кто работает со мной в Совете, в комитете, смотрю с позиции не своего опыта. Мне есть чему учиться и у коллеги Евгения Ефремова, который имеет гораздо больший опыт в политике, и у Аляма Ильясова, который избирался впервые, но пришел в Совет с бесценным опытом общественной работы. Алям Шагиевич - человек в городе очень известный, и мне есть, что у него перенять. Так что, нужно руководствоваться не амбициями, а стремлением к коллегиальности, к познанию опыта других.

- Мне всегда казалось, что у вас сложились какие-то особые отношения с КТОС-2?

- Это правда. Если бы не было такого доверительного контакта между нами, депутатами округа и активом ТОС, то вряд ли мы могли быть людям полезными. И эту деловую, теплую атмосферу создала председатель КТОС-2 Т.И. Ушакова. За эти пять лет мы, кажется, понимаем друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. У нас были ситуации, которые проверили эти отношения на прочность. Искренне, неформально участвуем мы в делах друг друга. Именно благодаря комитету, активу ТОС мы, депутаты, объективно оцениваем те проблемы, с которыми люди сталкиваются и которые надо решать без проволочек. Очень полезной оказалась поездка по обмену опытом взаимодействия с ТОС в Волгоград в 2010 году. Хорошо, что в этой поездке были и наши юристы. По возвращении в Майкоп мы приняли положение о работе КТОС, обозначили критерии качества их работы. Так что форма работы с избирателями постоянно совершенствуется. Положительный опыт мы имели в работе с проектами для ТОСов на получение муниципального гранта. Помнится, что нас в Волгограде поразили именно отношения депутатов с комитетами ТОС. Казалось, что наши коллеги буквально жили в КТОСах.

- Как вы думаете, что сыграло главную роль при избрании вас в депутаты?

- Главный аргумент, думаю, это то, что я был «свой». В этом округе я родился, меня многие знали, будучи кандидатом, я обошел почти всех жителей округа.

-И что же вы им такое особенное обещали?

-Тогда остро стояли проблемы с тарифами на услуги ЖКХ. Люди с этих проблем начинали со мной общаться и ждали какой-то внятной реакции.

<Но это проблема - на многие годы. Мы так и не смогли в государственном масштабе навести порядок в коммунальной сфере, и люди были недовольны этим. Нет удовлетворенности у них и сегодня.

- Значит, это заведомо была проигрышная тема. Что вы могли обещать людям? Вы верили в свои силы или по неопытности обещали кучу благ?/p>

- Без ложной скромности говорю вам о том, что всегда старался быть перед людьми честным. И раз обещал, то в рамках имеющихся полномочий не оставлял эту тему без внимания. Надо сказать, что уже в первом созыве Совет укрепил свои сильные позиции, и мы действительно их отстаивали при решении проблем с необоснованными тарифами на ЖКУ. Я голосовал «против» открыто и имел у части коллег поддержку. Но федеральная власть часто оказывала нам плохую услугу в вопросах компенсационных выплат на коммунальные услуги. А положительно то, что нам удавалось сдерживать темпы роста тарифов, и мы стояли на позиции постепенного перехода на самоокупаемость услуг в этой сфере. <

- Понимали ли избиратели позицию депутатов, и как они ее оценивали?

- Я отвечу косвенно. 50% депутатов из первого созыва были избраны во второй, а это уже показатель доверия. Депутаты Ткаченко Н., Ткаченко Ю., Черенков В., Ширина О., будучи руководителем Совета первого созыва, действительно заложили хорошую основу для дальнейшего укрепления принципиальной позиции по многим вопросам, которые решал муниципалитет.

- А как развивались отношения с Администрацией, ее структурными подразделениями, другими органами местного самоуправления? Случались ли коллизии противоборства?

- Как говорится, ничего личного. Законодатели разделили две ветви власти по полномочиям для того, чтобы был какой-то баланс сил. Дело представительного органа - представление интересов граждан в органах местного самоуправления. Форма такого представительства разная. Это и депутатские запросы, и обращения. На сессиях и комитетах мы задаем много вопросов с целью получить на них исчерпывающие ответы. Ведь мы говорим не от себя лично, а от имени наших граждан. Не всегда и не всем это нравилось. Но должны донести избирателям объективную информацию о том, как идет процесс решения проблем, почему принимается то или иное решение. Такую практику нельзя воспринимать как противостояние. Противостояние - не лучший метод отношений между органами местного самоуправления. Но Совет не должен быть и ручным.

- Расскажите, отличается ли характер отношений Совета с органами местного самоуправления, с Администрацией в первом и втором созывах.

- Да, этот характер стал заметно конструктивнее, депутаты проявляют принципиальность и твердость. Наверное, потому, что все-таки нас в этом созыве больше.

- Как на войне - проще стало «задавить» массой?

- Ну-у, зачем же так агрессивно. Я хотел бы сказать о личностных взаимоотношениях с Администрацией. Во втором созыве ярко проявляется личность и роль председателя Совета, его авторитет, его отношение к нам, депутатам. Мы всегда чувствуем, что за спокойным характером В.Н. Николаева проявляется непоколебимая твердость позиции. И нам спокойнее и увереннее отстаивать свое мнение и свои аргументы при принятии решений. Именно целенаправленная, ясная управленческая деятельность Председателя Совета позволила постепенно дать возможность выполнять Совету его исключительные полномочия и, прежде всего, полномочия по контролю за исполнением вопросов местного значения. Но это только начало и впереди, конечно, много работы. Всего два года работает отдел мониторинга и анализа, но уже в вопросах контроля многое изменилось. Я бы сказал, что выполнение присущих совету функций именно во втором созыве заметно возросло. Глава (речь идет о бывшем Главе МО «Город Майкоп - авт.) убедился в том, что среди населения авторитет Совета достаточно высокий и с этим авторитетом надо считаться. Было не всегда просто вести диалог со структурными подразделениями Администрации, но со временем этот диалог развивался, и мы находили взаимопонимание, особенно в процессе совместного проведения мониторинга и анализа вопросов местного значения.

- Как вы думаете, нужно ли менять форму взаимоотношений с избирателями, всегда ли они понимают, что у вас в Совете делается?

- Населению, в принципе, все равно, что мы тут делаем и как выполняем полномочия. Им не интересны наши умозаключения, людям важнее то, как они живут, как на их жизни отражается нормотворческая деятельность Совета, как исполняются их наказы? Горят ли фонари, хорошие ли дороги?

- Но, тем не менее, вы сталкиваетесь часто с тем, что ваши действия не всегда бывают понятны населению. Гражданин сегодня споткнулся на тротуаре, попал в яму на автомобиле - и тут же оценка вашей деятельности в красочных словах вылетает из его уст. И он хочет, чтобы завтра же здесь была ровная дорога и гладкий тротуар. Но завтра не получается, потому что есть планы, есть иные приоритетные участки. Как человеку объяснить, что вы не отказываете ему в решении проблемы, а просто сегодня выполняете более «горящие» задачи?

Мы стараемся использовать для диалога газету, телевидение, свой сайт, сайты Контрольно-счетной палаты, Администрации. И гражданин всегда может задать вопросы, получить ответы через СМИ. Мы стараемся открыто говорить о том, что сделали на территории избирательного округа, обозначаем это в «Депутатском вестнике», на отчетных конференциях.

Но вы правы, жизнь идет, и она требует новых форм взаимодействиями с избирателями. Мы стараемся изучать лучшие практики муниципальных образований и органов местного самоуправления других регионов. Кстати, наш опыт тоже интересен другим, и мы стараемся им поделиться через российский журнал «Муниципальная Россия».

Мы наработали неплохой опыт реализации наказов избирателей. И нам есть о чем сказать жителям города. Но, к сожалению, избиратель по-прежнему остается пассивен. Я сужу об этом и по проведению публичных слушаний, а ведь нам действительно есть о чем сказать.

- Так скажите, что конкретно сделали вы в избирательном округе №2?

- Нам довелось довести до конца проекты по установке детских площадок, благоустроить ряд тротуаров. В год мы улучшали, обновляли, строили по два-три тротуара. Удалось отгрейдировать внутриквартальные проезды. Многое сделали в школах: меняли окна, мебель, закупали оборудование, светильники. То есть, направление остается прежним - благоустройство, улучшение состояния социальных объектов. Мы помогли восстановить на территории ПМДО «Дружба» памятник работникам этого предприятия, погибшим в Великой Отечественной войне. Там сохранился неплохой музей. Я обращался к предпринимателям, чтобы оказали помощь в обустройстве музея, который сегодня очень востребован, потому что хранит интересную историю лучших людей и событий города.

Многое делается для детей. Почти каждый год мы проводим мероприятия в ТОСах, в чем находим большую помощь предпринимателей.

Благодаря ним, в местах детских развлекательных объектов оборудованы парковочные карманы, установлены светофорные объекты. Это способствует заметному снижению дорожных происшествий.

- Скажите, эта работа вам лично интересна?

- Я отработал 13 лет в «Адыгпромстрое». Тот опыт, который я там приобрел в плане изучения финансов, взаимодействия с людьми, мне очень пригодился. Я приобрел много человеческих связей, у меня много друзей в структурах строительных организаций. И я стараюсь сохранить эти отношения. В том нет корысти, но помощь людям, благодаря этим связям, стала более существенной. Мне интересны люди, их стремления, мечты и надежды. И я не могу жить спокойно, зная, что хоть немного, но могу для них что-то нужное и важное сделать.

- А личная жизнь?

- Я счастлив. У меня хороший и надежный тыл. Стараюсь, чтобы люди видели и знали, как я живу, что я делаю, чтобы мои слова не расходились с делом. А потому соблюдаю порядок на прилегающей территории, на подворье и в своей семье. Призывая к порядку, соблюдаю его сам - это принцип непреложный. Занимаюсь спортом, играю в теннис и вообще веду здоровый образ жизни. У нас в управлении делами Совета ни один мужчина не курит, и это для нас норма.

- Если люди доверят вам представлять их интересы в третьем созыве, то...

- ...наверное, вправе буду надеяться, что что-то делаю правильно.