Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Get Adobe Flash player

фото председателей СНД на сайтБлизится знаменательная дата в новейшей истории местного самоуправления. 8 декабря будет отмечаться 15 лет со дня избрания органов местного самоуправления в городе Майкопе, в том числе Совета народных депутатов – представительного органа местного самоуправления. В преддверии этого события за круглым столом собрались председатели СНД МО «Город Майкоп» трех созывов: Ольга Степановна ШИРИНА, Вадим Николаевич НИКОЛАЕВ и Азмет Еристемович ДЖАРИМОК.

– Деятельность Совета основана, прежде всего, на коллегиальности и преемственности. Ваша встреча является тому подтверждением. Возможно, с исторической точки зрения 15 лет – это не так уж много, но за этот период времени была проведена большая по объему и значению работа. Ольга Степановна, именно вашей команде – депутатов СНД МО «Город Майкоп» первого созыва пришлось стать первопроходцами. Расскажите, пожалуйста, как вам удавалось справляться со всем шквалом преобразований, которые необходимо было реализовывать в самые кратчайшие сроки, решать сложный и очень болезненный вопрос регулярного повышения тарифов на услуги ЖКХ...

– Работа над созданием нормативной базы отнимала практически все время, но нельзя было отбрасывать на второй план и работу с населением. Это был переломный момент для всей страны, но зачастую было невероятно сложно объяснить людям, что мы вынуждены планомерно поднимать цены на услуги ЖКХ. А эту обязанность возложили тогда на нас, хотя, конечно, было ясно, что регулирование тарифов – не наша форма деятельности, и сейчас Совет, к счастью, не занимается более этой не свойственной ему функцией. Но тогда другого выхода не было. Мы выслушивали много недовольств, жители выходили на митинги, пикеты, и нам приходилось брать весь удар на себя.

Каждый из нас четко понимал, насколько серьезная задача стояла перед нами – создание нормативно-правовой базы, формирование первого Устава города. Была создана рабочая группа. Мы регулярно проводили заседания, обсуждали спорные моменты. Среди нас единственным депутатом с юридическим образованием был Евгений Николаевич Ефремов. Надо отдать ему должное, он взял на себя основную нагрузку в деле разработки этого важного документа.

Мы, действительно, были первыми, и нам сложно было оценивать себя. Совершенным или несовершенными получились в итоги эти документы, но в них был вложен просто титанический труд. С течением времени нормативная база стала меняться. Я ездила в Москву за консультациями, участвовала в конференциях, совещаниях, форумах. К нам тоже регулярно приезжали. Нас направляла, нам помогала прокуратура города. Мы очень тесно работали с Госсоветом–Хасэ РА.

Наш депутатский корпус был по-настоящему сплоченной командой, поэтому мы сумели преодолеть все сложности и не сломаться. Что касается взаимодействия представительного и исполнительного органов местного самоуправления, безусловно, Совет и администрация города должны работать рука об руку, но нельзя подменять функции другу друга. Я глубоко убеждена, что не стоило вменять в обязанность представительного органа вопрос регулирования тарифов. Говоря о деятельности органов местного самоуправления в целом, не могу ни отметить значимость работы ТОСов. Я считаю, что – это важнейшее звено в работе с населением.

Сейчас, уже по завершении своих полномочий председателя Совета, я осознаю, что в тот сложный для всей страны период мы сделали все, что могли. Все наши действия были продиктованы временем и не шли в противовес интересам наших жителей.

В завершении хочу сказать, что Майкоп – это прекрасный город, где живут такие же прекрасные, открытые люди. Действующим депутатам и депутатам последующих созывов могу пожелать упорства в реализации наказов избирателей и активнее работать с ТОСами.

– Если на плечи первого созыва легла колоссальная работа над нормативно-правовой базой, Уставом города, регламентом, регулированием тарифов на услуги ЖКХ, то депутатский корпус второго созыва под вашим председательством, Вадим Николаевич, усилил работу в реализации важнейшей функции Совета – контроля, так как в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией РА, Уставом города Майкопа вся деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на исполнение вопросов местного значения, а Совет народных депутатов наделен функцией контроля за их исполнением. По вашей инициативе в структуре управления СНД МО «Город Майкоп» был организован и работает уже второй созыв отдел, занимающийся систематизацией и анализом вопросов местного значения. Речь идет скорее о контроле-взаимодействии, имеющем консультативный, рекомендательный характер, именно поэтому есть и результаты, именно поэтому эта практика прижилась и имеет место и в третьем созыве…  

– Прежде всего, я хотел бы сказать, что, действительно, во втором созыве мы пришли на хорошую правовую базу, основу работы Совета, которая была создана при Ольге Степановне, при ее участии и руководстве депутатами первого созыва. Понимаю, как им было трудно, потому что основополагающей задачей стоявшей перед Советом было совершенствование нормативной базы. Даже уже на хороших, качественных, основательных документах: уставе и прочих нормативных актах и то было не так просто работать. Во втором созыве мы провели ревизию всех актов, принятых ранее. Привели их в соответствие с поменявшимся со временем федеральным законодательством. Некоторые нормативные акты были отменены, так как они утратили силу, смысл или целесообразность. Когда мы стали вникать глубже в суть причин, из-за которых, не все получается так, как прописано в вопросах местного значения, в 131 законе, Уставе. А получалось далеко не все. Мы столкнулись с тем, что не все принятые нормативно–правовые акты, не все требования, положения Устава исполняются до конца и качественно.

Далеко не сразу удалось найти механизм сбора необходимой информации и анализа. Когда стали заниматься этим всерьез, возникла необходимость обособления этого вида деятельности, был организован информационно-аналитический отдел. Для начала надо было создать шкалу параметров, по которым анализировался бы тот или иной вопрос местного значения. Так как мы не нашли практической базы, пришлось все разрабатывать с нуля методом проб и ошибок. Советуясь с работниками администрации, общими усилиями нам удалось нащупать действенный механизм контроля и анализа причин неполного или некачественного исполнения вопросов местного значения. Согласитесь, для того, чтобы получить результат в любом деле нужно провести определенную подготовительную работу, запустить процесс исполнения и провести надлежащий контроль.

Могу привести несколько примеров вопросов местного значения, которые были исследованы, и по которым были даны рекомендации. Самым первым был исследован вопрос об организации похоронного дела в городе Майкопе. Мы взялись за его исследование, так как возникало много разных неурядиц, сложностей, нестыковок, которые граждан в такой тяжелый момент просто ставили в тупик. Мониторинг сложившейся ситуации, позволил нам предложить администрации целый ряд рекомендаций. Они были приняты, хоть и не все, но большинство. И могу отметить, что порядка в этом процессе стало больше, он стал менее замороченным, менее болезненным для тех, кто вынужден пользоваться этими услугами.

Несколько слов хочу сказать и по исследованию вопроса об организации библиотечного дела в муниципалитете. Библиотеки переживали и переживают не самые легкие времена, в связи с развитием технических процессов. На мой взгляд, люди, которые там работают, – это большие энтузиасты. Ту оплату, которую они получают сегодня считать соразмерной тому не легкому, но очень нужному для общества труду нельзя. Поэтому библиотечное дело нуждается в поддержке, и такую поддержку они получили, возможно, не в таком объеме, в котором хотелось бы им и нам.

В качестве примера приведу еще один вопросов местного значения, который исследовался в период моей работы. Он касался водоотведения с городской территории. Все мы прекрасно понимаем, насколько это сложный вопрос, требующий комплексного инженерного решения, больших финансовых вложений. Но с чего-то надо было начинать. Мы поставили перед собой цель подробно изучить сложившуюся ситуацию. Система водоотведения в городе строилась еще в период Советской власти. Некоторые участки требовали немедленного восстановления, другие – необходимо было построить вновь. Сейчас уже как рядовой житель города, могу с полной ответственностью сказать, что рекомендации, которые были заложены в нашем контрольно-исследовательском труде, в некоторых районах города стали претворяться в жизнь, что принесло несомненную пользу горожанам.

К сожалению, таких злободневных вопросов много, и каждый из них требует пристального внимания, подробнейшего исследования, для совместного поиска наиболее эффективных путей их решения. Отмечу, что с администрацией мы всегда старались работать в полном взаимодействии, ведь мы не являлись каким–то сторонним, внешним органом. Мы – один из органов местного самоуправления. У нас одна цель, общие возможности и средства – это городской бюджет и поэтому нужно было находить способы, как объединять усилия, а не тратить время на то, чтобы конфликтовать друг с другом, фрондировать. Поэтому так сложилось, что мы работали сообща, и кое-чего сумели все же достичь. Конечно, хотелось, чтобы результаты были более эффективными и более значимыми, но, к сожалению все идет не так быстро, как мы хотим. Но те ни менее процессы ощутимы.

Действительно, я всегда так считал, и абсолютно солидарен с мнением Ольги Степановны, что Майкоп – город, в котором всегда было, есть и будет комфортно жить. Надеюсь, нашу убежденность разделяют все жители города. В свое время мы приложили все усилия, чтобы улучшить жизнь майкопчан. По крайней мере, удовлетворение вот от того дела, которое мы начали, вели и, конечно, не закончили у меня лично присутствует.

– Азмет Еристемович, ваша депутатская деятельность началась 15 лет назад. Вы успешно избирались во всех трех созывах Совета народных депутатов МО «Город Майкоп». Работали под началом Ольги Степановны, были заместителем Вадима Николаевича, а в третьем созыве именно вам коллеги доверили возглавить Совет. Вы всегда были в гуще всех событий с самого начала формирования органов местного самоуправления в городе Майкопе, были причастны ко всем преобразованиям. Было бы интересно услышать вашу оценку деятельности представительного органа местного самоуправления всех созывов, в том числе и действующего созыва.

– Мне, действительно, посчастливилось поработать под началом Ольги Степановны и Вадима Николаевича. Они обладают колоссальным опытом. Прежде чем возглавить Совет Ольга Степановна была директором школы, Вадим Николаевич работал в системе жилищного учета.

В первом созыве нам приходилось переживать не простые времена, как отметила Ольга Степановна. Надо было разъяснять правильность наших действий в части повышения цен на тарифы. Это был переходный период, и другого решения проблемы не было. Опыт, полученный в первом созыве, мне помог во втором созыве. Я уже понимал механизмы и инструменты действия депутатов для оказания содействия людям, которые обращаются к нам с теми или иными вопросами. Немаловажно было научиться выстраивать взаимоотношения с исполнительным органом местного самоуправления. Под началом уже Вадима Николаевича депутатскому корпусу второго созыва, действительно, многое удалось реализовать. Ввели новые формы работы, так как само время требовало поиска новых подходов. В полную силу начал работать 131 федеральный закон.

В текущем созыве продолжается работа по контролю исполнения вопросов местного значения. В числе уже исследованных отмечу вопрос транспортного обслуживания населения, в части качества, предоставляемых услуг, а также в части дорожной деятельности.

Несмотря на необходимость регулярного субсидирования, считаем, что важно сохранить такой социальный вид транспорта как троллейбус, который существует в Майкопе уже с 1974 года. Что касается проблемы перегруженности центральных дорог города, рекомендовали расширить транспортную сеть путем изменения некоторых маршрутов автобусов малой вместимости, задействовав магистральные улицы общегородского значения, с уже имеющимся асфальтовым покрытием, что обеспечит равную транспортную доступность населению и снизит интенсивность движения. В этом году завершается капитальный ремонт улицы Курганной и часть маршрутов малой вместимости будет перенесена на эту улицу, чтобы разгрузить улицу Пролетарскую.

Сейчас исследуется вопрос местного значения №23 «Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов».

Хочу еще раз подчеркнуть, что грядущая дата касается всех органов местного самоуправления. 15 лет назад впервые избирался и глава города. До 8 декабря речь шла об органах государственной власти на местах. Опыт всех трех созывов подтверждает простую, но очень важную истину, что «нельзя плыть в одной лодке и грести в разные стороны». Только в содействии всех органов местного самоуправления, а также в содействии с органами государственной власти можно достичь положительных результатов. Представительный орган местного самоуправления тесно взаимодействует с профильными комитетами Госсовета–Хасэ. Нередко мы выходим с законодательными инициативами на уровень субъекта.

В текущем созыве мы также получаем ощутимую поддержку со стороны органов государственной власти республики Адыгея в виде субсидий на ремонт дорог, тротуаров, строительство детских садов, благоустройство республиканской столицы.

В завершении хочу поблагодарить Ольгу Степановну и Вадима Николаевича за тот бесценный опыт, который я получил под их началом и от всего сердца пожелать крепкого здоровья, счастья и долголетия депутатам всех созывов. Не за горами следующий этап – выборы СНД четвертого созыва. Пусть депутатский корпус будущего созыва будет представлен людьми из разных профессиональных сфер, чтобы каждый из них смог применить свои навыки и опыт в своей депутатской деятельности.

– Трудно переоценить вклад каждого из вас в становление и развитие представительного органа местного самоуправления в муниципалитете. Благодарю за интересную беседу и желаю вам и вашим близким всех благ.